На главную



Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"
І а б в Г Д е ж з и К л м н о п р с т у х ц ч Ш щ я ѣ
блъванъ

блъванъ
Болван — блъванъ (1)
1. Идол, изваяние, которому поклоняются как божеству:

...збися дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, Тьмутораканьскыи блъванъ. 9.

Болванъ же съдѣланъ бѣ от древних и храмина... Болванъ же дънѣ в неи (храмине) сѣдя и въ деснѣи руцѣ дръжаше звѣрокъ прекрасенъ... Нареченъ же есть от праотьць священие Диево и Ирино... Александр., 34 (XV в. ← XII в.). Суди ми духомъ твоимъ апостолы своими, и раздрѣши тяжю мою, низвержеши идолы, и съкрушиши болваны... Клим. Смолят., 181—182 (XV в. ← XII в.). Вѣрнии же, видѣвше тварь, почюдятся творции мудрости, и творцю поклоняться, а невѣрнии, написавъше свѣтъ въ болванъ, и кланяются твари. Сбор. поуч., 31 (XII—XIII вв.). [Три отрока единодушно] въ вѣре къ богу утвержахуся не поклонятися болвану. Прол. БАН XIII в., 18. Онъ же бога забывъ посла к Вилови болвану и къ жерцем его. Измар., 22 (XVI в. ← XIV—XV вв.). 980: Начать княжити Володимеръ единъ въ Киевѣ, и постави болванъ на холмѣ внѣ двора теремнаго: Перуна древянаго ... и другыя кумиры: Хорса, Дажба, Стриба... Ник. лет. IX, 40 (XVI в.). 1319: У града Титякова, на рѣцѣ Сивинцѣ, близь вратъ желѣзныхъ, у болвана мѣдянаго, у Златыя главы у Темировы, у богатыревы могилы. Там же, X, 184. ...рече къ отцу своему Мелхилу (Мелхиседек): „Воскую, отче, приносиши жертву болваномъ, лѣпо ти бы въздати небесному богу?“ Сл. о Мельхис., 21 (XV—XVI вв.).

2. Статуя.

И пытаху что убо хощеть быти реченое к нимъ. Не разумѣша, написаша даное имъ проявление на стѣнѣ Нектонава болъвана. Александр., 7 (XV в. ← XII в.). ...(императ. Лев) постави стражъ в другомъ угли болванъ аки человѣкъ каменъ, и лукъ мѣдянъ в руцѣ его... Беседа о Царегр., 23 (XVII в. ← XIV в.). Пред дверми жъ святые Софѣи столпъ стоитъ, на немъ же царь Устиянъ стоитъ на кони... и сороцинские цари противъ ему стоятъ болваны мѣдяны ... Хож. Зосимы, 5 (XVI в. ← 1422 г.).

Ср. По сообщению В. И. Грачева (см.: Смолен. губерн. ведомости № 50 за 1893 г.) каменное изваяние находилось в Смоленской губернии в 45 верстах от Рославля в поле крестьян др. Болваны. По сообщению П. Савельева (см.: В. Н. Перетц.Сл. о п. Иг.Киев, 1926, стр. 174): На Таманском полуострове, близь Тмуторокани, почти до прошедшего (т. е. до XVIII, — В. В.) столетия стояли еще две колоссальные статуи, воздвигнутые божествам Санергу и Астарте за 300 с лишком лет до р. х. Комосарией, супругой Босфорского царя Перисада. Их-то, или одну из них мог разуметь певец „Сл. о п. Иг.“. Д. В. Айналов (Замеч. к тексту Сл. о п. Иг.“ — Сб. статей к 40-летию ученой деят. акад.  А. С. Орлова, Л., 1934, стр. 179—180) однако пишет: Такое объяснение (Савельева, — В. В.), хотя и очень соблазнительное, не удовлетворяет пока двум требованиям. В „Слове“ упоминается один болван, а статуй было две, а затем выражение „Тмутороканский болван“ олицетворяет собою всю Тмутороканскую область, или же в более узком значении город Тмуторокань. Это видно из того, что выражение „Тмутороканский болван“ стоит рядом с Волгой, Поморием, Посулием и Сурожем, обозначающими целые области и город Сурож. ...Так как в „Слове“ говорится, что див предостерегал не самую Тмуторокань, а „Тмутороканского болвана“, то можно думать, что он обращался к пограничному столбу в виде болвана, к которому направлялись русские войска, желая „поискать града Тмутороканя“. П. М. Мелиоранский (Турец. элем. в яз. Сл. о п. Иг.“ — ИОРЯС, т. VII, 1902, стр. 280 и сл.) возводит слово болван к орхонско-тюркскому балбал — изображение убитого врага, которое ставилось на могиле победителя. Ф. Е. Корш (Турец. элем. в яз. Сл. о п. Иг.“. Заметки к исслед. П. Мелиоранского. — ИОРЯС, т. IV, 1903, стр. 1—58): Персидское пехлеван (уличный боец, статуя, изображающая его), пройдя через казахскую и киргизскую среду, попало в русский язык, где стало звучать балуан || балбан (борец). Н. К. Дмитриев (О тюркских элементах рус. словаря. — Лексикографич. сб., вып. III, 1958, М., стр. 21) указывает, что в некоторых туркменских районах болваном называется пограничный межевой знак. По мнению автора, позиция Ф. Е. Корша с точки зрения семантики и фонетики более правильная, чем П. М. Мелиоранского. Л. Нидерле (Славянские древности. М., 1956, стр. 288): В церковной славянской литературе X и XI веков такая статуя бога называлась идолъ (от греческ. ειδωλον), болванъ, истуканъ, кумиръ, стодъ. Все эти названия чужеземного, большей частью тюрко-татарского происхождения. И. М. Снегирев (Обозрение Москвы с древнейш. времен до преобраз. России Петром I. — Москов. ведом., 1844, № 19, стр. 121—122): В XIII веке церкви украшаемы были извне изображениями животных и святых, вырезанных на камне... Даже в народном языке... изваянные фигуры или горельефы назывались болванцами, болванами. Мнения, что в „Сл. о п. Иг.“ болван означает „идол“, „изваяние языческого божества“, придерживается большинство исследователей, в том числе: Тихонравов, Потебня, Барсов, Перетц, Орлов, Гудзий, Лихачев, Нахтигаль.
3. Столп.

Лотъ съпасенъ бы съ дъштерьма, жена же его бълванъ бы сланъ. Изб. Св. 1073 г., 37.

4. Сосуд в виде изваяния, фигуры.

Два болвана серебряны золочены чеканы съ кровлями и съ рукоятьми на пузѣхъ по личинѣ съ крылами... Срезн. Матер., I, 198.

◊ Блъванъ — им. пад. ед. ч.

Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984



Оригинал статьи 'блъванъ' на сайте Словари и Энциклопедии на Академике