На главную



Художественная энциклопедия
" А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Ушаков

Ушако́в
Симон Фёдорович (1626, Москва – 1686, там же), русский живописец и иконописец. Происходил из посадских людей. В 1648—64 гг. работал в Серебряной и Золотой палатах, создавая рисунки для знамён, предметов церковной утвари и т. п. С 1664 г. – «жалованный мастер» и руководитель иконописной мастерской при Оружейной палате. Вскоре приобрёл славу лучшего русского иконописца.

Симон Ушаков. «Богоматерь Елеуса-Киккская». 1668 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Симон Ушаков. «Богоматерь Елеуса-Киккская». 1668 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный». 1658 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный». 1658 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

Симон Ушаков. «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского») 1668 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Симон Ушаков. «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского») 1668 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Откликаясь на новые веяния в искусстве, Ушаков выступил с трактатом «Слово к люботщательному иконного писания» (ок. 1666 г.), в котором сравнивал живопись с зеркалом, отражающим реальный мир, и призывал к жизненному правдоподобию в трактовке образов. Будучи широко образованным человеком, Ушаков изучал западноевропейскую культуру и архитектуру, анатомию, геометрию и законы перспективы. Мастер не противопоставлял в своём искусстве иконопись и светскую живопись. В его иконах традиционная иконография сочетается с заимствованной из западноевропейских образцов объёмной светотеневой манерой письма («Спас Нерукотворный», 1658, и др. варианты). Лики становятся лицами, духовность сменяется душевностью. В иконе «Троица» (1671) рублёвская иконография дополнена тщательной пространственной проработкой; на столе стоят сосуды, похожие на те, что использовались в современном художнику дворцовом обиходе; а палаты Авраама видны через роскошную триумфальную арку, украшенную коринфскими колоннами. В прославленной иконе «Богоматерь Владимирская», или «Древо государства Московского» (1668) образы святых, «процветших подвигами в Русской земле», расположены на ветвях многоплодного дерева, произрастающего из Успенского собора Московского Кремля. Чудное древо заботливо поливают первый митрополит Московский Пётр и князь Иван Данилович Калита. За кремлёвскими стенами стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с сыновьями. В живописи нежно-трогательной иконы «Богоматерь Елеуса-Киккская» (1668) сочетаются «светловидная» моделировка «личного» (лики и открытые части тела) и узорно-декоративная проработка одежд.
Ушаков первым в России задумал анатомический атлас (работа не сохранилась). Помимо икон, он писал парсуны, миниатюры, фрески, руководил монументальными росписями в Московском Кремле, чертил географические карты и планы, создавал рисунки для гравёров и сам занимался офортом («Семь смертных грехов», 1665).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Оригинал статьи 'Ушаков' на сайте Словари и Энциклопедии на Академике