На главную



Художественная энциклопедия
" А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Левитан Исаак Ильич

Левитан Исаак Ильич
        (1860-1900), русский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1873-1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). Участник выставок передвижников (с 1884; с 1891 член ТПХВ), мюнхенского Сецессиона (с 1897), журнала "Мир искусства" (с 1898). Творчески восприняв традиции русской пейзажной живописи предшествующего периода, продолжая вслед за Саврасовым линию глубоко лирического изображения природы, Левитан уже к концу 70-х гг. перешёл от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива к раскрытию тончайших состояний природы и атмосферы, к цельности эмоционального образа ("Осенний день. Сокольники", 1879), к тональному, тонко нюансированному колориту ("Мостик. Саввинская слобода", 1884). Произведения Левитана конца 80-х гг., передающие величие волжских просторов, отличаются ясностью и устойчивостью композиции, чёткостью построения пространственных планов, уравновешенностью цветового строя ("Вечер. Золотой Плёс", "После дождя. Плёс" - оба 1889). Левитан создал так называемый пейзаж настроения: природа одухотворяется в нём незримым присутствием человека, её образ воспринимается зрителем неразрывно с гаммой знакомых каждому ассоциаций и переживаний. От передачи конкретных ландшафтов Левитан постепенно перешёл к их поэтическому обобщению, воссозданию самого характера русской природы, типичных её черт. Овеянные традиционными народными представлениями, эти произведения во многом отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения; своими эмоциональными интонациями они особенно близки прозе А. П. Чехова ("Вечерний звон", "У омута" - оба 1892). В картине "Владимирка" (1892) впервые у Левитана возникла тема дороги, как влекущей вдаль силы, как исторической судьбы народа. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, динамичность мазка, которые в ряде работ Левитана особенно близки стилистике импрессионизма ("Берёзовая роща", 1885-89; "Март", 1895), служили в его больших композициях достижению мажорной звонкости колорита, сочетающейся с устойчивой определённостью формы ("Свежий ветер. Волга", 1891-95; "Золотая осень", 1895). Некоторые работы Левитана 90-х гг. обнаруживают тяготение к обобщённости письма, к плоскостно-декоративному, остросилуэтному построению композиции, к драматизации образов ("Над вечным покоем", 1894, "Сумерки. Стога", 1899; все названные произведения - в ГТГ). Итогом образно-пластических поисков Левитана стала незаконченная картина "Озеро. Русь" (1900, ГРМ) - монументально-эпический символ родной страны. Искусство Левитана составило эпоху в развитии русской пейзажной живописи.



И. И. Левитан.
И. И. Левитан. "Март". 1895. Третьяковская галерея. Москва.



Dammerung
Dammerung



После дождя. Плёс.
После дождя. Плёс.



Берёзовая роща
Берёзовая роща



Весна в Италии
Весна в Италии



Большая вода
Большая вода



Вечерний Звон
Вечерний Звон



Золотая Осень
Золотая Осень



Лилии. Ненюфары.
Лилии. Ненюфары.



Над вечным покоем
Над вечным покоем



Осенний пейзаж
Осенний пейзаж



Русь. Озеро
Русь. Озеро



Солнечный День
Солнечный День



Вечер. Золотой Плёс.
Вечер. Золотой Плёс.



На озере (Тверская губерния).
На озере (Тверская губерния).



Саввинская слобода под Звенигородом.
Саввинская слобода под Звенигородом.

Литература: И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956; И. И. Левитан. Каталог выставки..., М., 1960; Фёдоров-А. А. Давыдов, И. И. Левитан. Жизнь и творчество, (т. 1-2), М., 1966.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Оригинал статьи 'Левитан Исаак Ильич' на сайте Словари и Энциклопедии на Академике