На главную



Замок короля
Китайская философия. Энциклопедический словарь.
( B а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
бытие-небытие

Ю - У "Наличие/бытие" - "отсутствие/небытие"
Пара основополагающих категорий кит. философии, функционально аналогич. европ. оппозиции "бытие - небытие", но включающая в себя более узкие понятия - наличного и неналичного бытия.
Этимологич. значения ю - "правая рука, держащая мясо", у (1) - "танцор с перьями в руках", лексич. - соответственно "иметь" и "не иметь", относящиеся к сфере обладания, а не бытия. Ю - совокупность всех имеющихся в мире предметов и явлений, включая человеч. дела (ши (31). Поэтому ю может квантифицироваться как "десять тыс. наличии" (вань ю), что синонимично "десяти тыс. вещей" (вань у) как всеохватному множеству.
Термину ю присущ ценностный смысл - "имущество, достояние, богатство, собственность, ценность" (ср. фр. avoir) - отражающий аксиологичность и прагматичность кит. философии, доходящую до самого высокого онтологич. уровня. У ( 1 ) - не имеющая конкр. веществ, форм подоснова мироздания, сходная с платоновско-аристотелевской первоматерией.
В качестве филос. категорий ю и у ( 1 ) впервые появились в "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.): "Десять тысяч вещей Поднебесной рождаются в ю, ю рождается в у (1)". Видимо, в связи с проникновением в Китай буддизма соотношение Ю - у стало центр, проблемой философии сюань сюэ. В ее рамках Ван Би (3 в.) объявлял у (1) "корнем" (бэнь) и "сущностью" (ти (1)) всего сущего, а Пэй Вэй (3 в.) в соч. "Чун ю лунь" ("О почитании наличия/бытия") опровергал данную т. зр., доказывая, что ю - это самородная сущность, по отношению к к-рой у ( 1 ) выступает лишь как отсутствие или недостача.
В кит. буддизме категория ю была использована для определения чувственной реальности, противоположной "пустоте" - шунье (кун).
А. И. Кобзев
В "Дао да цзине" наряду с положением о первичности у ( 1 ) по отношению к ю содержится также тезис об их "взаимопорождении", вероятно характеризующий соотношение ю и у (1) собственно в процессе мировых трансформаций. Этот тезис своеобразно интерпретирован в "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), где фактически снята оппозиция Ю - у. "Великое начало (мироздания)" (тай чу) обозначено как "имеющее в наличии отсутствие (у (1))", или "наличное (ю) отсутствие". Своеобразная игра слов в "Чжуан-цзы" позволяет трактовать соположение ю и у (1) двояко: 1) у (1), в к-ром "наличествует безымянное" (ю у мин), представляет собой "одно" (и (2)), из к-рого "все происходит" и наличие (ю) к-рого означает "конец (вещных) форм" (мо син); 2) "одно" - это некая недуальная совокупность ю и у (1), "не имеющая имени" (ср. характеристику дао в "Дао дэ цзине"). Последнее м.б. более вероятным, т.к. в первом случае "безымянное" (дао) получает вторичный статус некой включенности в "отсутствие/небытие".
Мо Ди (6 - 5 вв.) сводил соотношение Ю - у к чувственно определяемым связям мира вещей и области познания: "То, что исследуют и познают в Поднебесной, есть принципы бытия (ю) и небытия (у (1))... То, что никогда никто не видел и не слышал, нужно считать действительно не существующим" (пер. М.Л. Титаренко). Поздние монеты вообще отрицали обязательность онтологич. причинности Ю - у: отсутствие конкр. вещи, напр., лошади, является "последствием ее наличия (в прошлом)", но "отсутствие падения небосвода означает отсутствие, вытекающее из самого отсутствия". Го Сян (3 в.), солидаризируясь с Пэй бэсм, отрицал возможность "порождения наличного из отсутствующего". Чжан Цзай (Ив.) первым из неоконфуцианцев определил ю и у (1) как различные формы трансформаций "пневмы" (ци (1)), реализованные соответственно в наличии и отсутствии "форм" (син (2)), и квалифицировал "отсутствие (даже) отсутствия/небытия" (у у) как тождественную "пневме" "Великую пустоту" (тай сюй). Ван Чуань-шань (17 в.) в развитие взглядов Чжан Цзая определил ю и у (1 ) как соответственно воспринимаемое и не воспринимаемое чувствами; но и в том, "что нельзя увидеть", действуют закономерности "движения и покоя" (дун - цзин), инь ян. Полагая "наличие отсутствия/небытия" (ю у) отличным от собственно у (1), он отверг трактовку последней как независимой сущности, генетически предшествующей ю, и считал оппозицию Ю - у применимой только к конкр. вещам
А.Г. Юркевич
**Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 19S3. С. 99 - 107; Сыма Вэнь. Ю юй у ("Наличие/бытие" и "отсутствие 'небытие") // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1981. № 4; Гао Чжэньнун. Кун юй ю ("Пустота"-шунъя и "наличие/бытие") // Там же. 1984. № 4; Гэн Жунц-зинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 99 - 129; Graham A.C. "Being" in Western Philosophy Compared with Shih/Fei and Yu/Wu in Chinese Philosophy // Asia Major. 1959. Vol. 7. N 1 - 2.


Оригинал статьи 'бытие-небытие' на сайте Словари и Энциклопедии на Академике