На главную



Замок короля
Китайская философия. Энциклопедический словарь.
( B а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш э ю я
ван тинсян

Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань.
4.12.1474, Ифэн (совр. Ланькао) пров. Хэнань,- 23.9.1544
Философ-неоконфуцианец, гос. деятель, писатель и поэт, теоретик лит-ры и музыки, ученый, занимавшийся естеств. науками, гл. обр. астрономией. Род. в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе "многообещающего мужа" (шуцзиши) был оставлен в штате Ханьлинь академии. Военный министр (1530 - 33) и глава цензората (1533 -41), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567 посмертно реабилитирован. Гл. филос. произв. В.Т.- сб. эссе "Шэнь янь" ("Осмотрительные слова"), 13 цзюаней ("свитков"), и "Я шу" ("Переложения классики"), 2 цзюаня.
Оставаясь в рамках неоконфуцианства, В.Т. выступал против обоих его гл. направлений: офиц.- Чэн (братьев)- Чжу (Си) школы и неофиц.- Лу (Цзююаня) - Ван (Янмина) школы. По онтологич. взглядам близок к Чжан Цзаю (11 в.). Универсальной мировой субстанцией считал "изнач. пневму" (юань ци (1)), существовавшую "до рождения Неба (тянь) и Земли (ди (2))", являющуюся "наивысшей вещью (у (3))", корнем и телесным субстратом (ти (1), см. Ти - юн) "принципов" (ли (1)) и дао, содержащую в себе "семена" (чжун (3)) всех объектов. "Великий предел" (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех "принципов", В.Т. определял как первозданное аморфное состояние материальной, "реально наличествующей" (ши ю) и чувственно воспринимаемой "пневмы" (ци (1)). "Изнач. пневма" вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по В.Т., тождественна "Великому пределу" и в гносеологич. смысле - как пределу познания. Помимо "изнач. пневмы" В.Т. выделял производную от нее "пневму порождения" (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в к-ром воплощаются "формы" (син (2)) и "принципы" и полностью актуализируется дао.
В отличие от ортодокс, конфуцианцев, утверждавших вечность "принципов" в обществ, жизни, В.Т. признавал их изменчивость во времени. "Индивид, природа" (син (1)) человека, по В.Т., неотделима от "пневмы" и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта "индивид, природы" изначально присуща только "совершенномудрым" (см. Шэн (1)), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодокс, для конфуцианства положениям учения Мэнцзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.) и сближает взгляды В.Т. с концепцией Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. до н.э.). Исходя из эмпирич. обусловленности знания, В.Т. критиковал возвеличивание его априорных форм типа "благосмыслия" (лян чжи). С позиций реализма и практицизма В.Т. выступал против теологич. тенденций Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), "нумерологии" (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи (11 в.).
*В.Т. чжэсюэ сюаньцзи (Избр. филос. соч. В.Т.). Ред. Хоу Вайлу. Пекин, 1965;
**Чжу Куйцзюй. В.Т. дэ жэньшилунь чутань (Введение в гносеологию В.Т.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзи-кань (Сб. исследований по истории кит. философии). Вып. 2. Шанхай, 1982; Гэ Жунцзинь. В.Т. // Чжунго гудай чжумин чжэсю цзя пинчжуань (Кри-тич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 4. Цзинань, 1982; Его же. Мин Цзяцзин чу нянь чжэсюэ шан дэ и чан бянь-лунь (Филос. спор в первый год (эры) Цзяцзин (эпохи) Мин (1522)) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1982. №4; Его же. В.Т. дэ юань ци лунь (Теория изнач. пневмы В.Т.) // Там же. 1983. №4; Чжун Эрцзюй. Лунь В.Т. дэ чжэсюэ гунсянь цзи ци лиши дивэй (О вкладе В.Т. в философию и его месте в истории) // Там же. 1984. №2.
А. И. Кобзсв


Оригинал статьи 'ван тинсян' на сайте Словари и Энциклопедии на Академике