На главную



Замок короля
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
A priori

— философский термин, получивший благодаря Канту важное значение в теории познания. Согласно высказанному Аристотелем взгляду, различали познание вещей из их причин, т. е. из того, что составляет их предпосылку, — познание a priori — от познания причины из ее действия — a posteriori. Лейбниц изменил несколько смысл этого термина, придя к тому выводу, что познание вещей из их причин тогда только полно, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он назвал "вечными истинами" и потому познание a priori приравнял к умозрительному, познание a posteriori — к опытному познанию. Это понятие, упрочившееся в немецкой философии благодаря Х. Вольфу, было принято и Кантом в том смысле, что под познанием a priori он разумеет всеобщие и необходимые, независимые от опыта понятия, под познанием a posteriori — все опытное знание и в своей "Критике чистого разума" исследует, как и при каких условиях возможно для человеческого мышления познание a priori ("чистое, трансцендентальное"), т. е. возможна ли вообще метафизика и какая. Выражение a priori часто употребляется и в общежитии вместо "по существу", "первоначально".

Оригинал статьи 'A priori' на сайте Словари и Энциклопедии на Академике